ЛЕГЕНДЫ БАЙКАЛА
В незапамятные времена появились в этих краях люди, говорит легенда. Оглянулись они окрест - все хорошо: леса немереные, степи обширные. Да одна беда - воды в этом земном крае ни капли. Встретили они странника, который не советовал им от счастья счастье искать. Но не послушали совета, пошли дальше. Кружили, кружили, измотались донельзя, одежду изорвали, обувь износили - нет такого места, где все бы им было от Бога припасено. Вот и опять оказался этот странник перед путниками. На ком же еще сорвать досаду свою, рожденную усталостью и безнадежностью? И стали люди хулить странника. А тот поднялся на вершину, уперся ногами в камень, вынул из груди свое сердце, да и бросил его в долину. Прожгло сердце толщу земли, и вода из той пробоины хлынула, чистая и приворотная: кто испил её - места этого, названного Байкалом, не позабудет. И когда береговые глыбы льда охвачены пламенем заката, кажется, что это осколки сердца великого странника…
Спит могучий Байкал …
Вековой тишины молчаливую гордость хранит…
Зачарованный мир водяной глубины
беспробудно таинственно спит…
Видя бурю без туч, видя грозный Байкал
возмущенным из недр своих,
и тунгус, и бурят это недро считал
полубогом в моленьях своих.
Меж суровых красот, средь диковинных рыб,
между струй изумрудной волны
в тихом чудном дворце из сапфировых глыб
спит Властитель Байкальской страны …
Берегут его сон стаи злобных зверей,
темнота и безмолвье ночное …
Тихо спит божество, далеко от людей,
в недоступном и мрачном покое …
Вот какой он. Смилостивится, сдернет свои могучие волны, - снова выглянет солнышко на ясном небе и позолотит верхушки успокоенных рябых волн. С морем успокаивается все на свете, и горячее льется кровь, и сердца людей становятся добрее. В прозрачных водах Байкала - вкусная рыба омуль, жирная нерпа. Сколько их? Разве кто-нибудь звезды считал? Глубокое море, славное море Байкал. Вот все эти горы, что у нас под чумом стоят, утопить можно в Байкале. И есть у Байкала единственная дочь Ангара.
Долго скучала Ангара. Чтобы развеселиться, она прыгала с камня на камень, кружилась, делая повороты и изгибы, словно та девушка, которая забывается в жгучем танце.
Но однажды ранним утром, когда прозрачные туманы еще не успели подняться к небу, Ангара подслушала разговор двух чаек, сидевших на прибрежной скале. Там, далеко-далеко, вьется извилистой лентой могучий богатырь, красавец Енисей. Он начинается в высоких Саянских горах, всегда покрытых снегом. Бурлит и кипит он, когда пробивает себе дорогу меж камней, потом разливается по широкой степи и далеко несет он свои воды, пока не вольется в самое холодное на свете море…
Однажды, когда уже закатывалось багряное солнце, задумала Ангара бежать к своему возлюбленному. В ту беспросветную ночь, когда не тревожимый Сармой Байкал крепко спал и не слышал, как в далеких горах переполнились дождевой водой все ручейки и реки. Ангара собрала все свои воды, напрягла все силы и бросилась в море…
Обезумел старик, сорвал одну громадную скалу и со всего размаха бросил вслед убегавшей непокорной дочери своей. Со страшным шумом и треском упала скала перед убегающей Ангарой, загородила ей дорогу. Напрягла Ангара последние силы, обошла скалу с двух сторон и широкой лентой понеслась к Енисею и слилась с ним.
Та скала, которую старик бросил вдогонку убегавшей дочери, стоит и до сих пор, окруженная водой, и называется Шаманский камень. На ней поселились злые духи - онгоны. Люди бывают на камне и приносят духам жертвы. Байкал дает приют всем духам добрым и злым, распоряжается ими, поэтому и называют его священным.
Байкал словно соткан из легенд и поверий.
Древнейшие жители этих мест курыкане - ныне исчезнувший народ, просвещенный народ. Курыкан сменили якуты, затем - вытеснившие якутов на север буряты, а позднее русские землепроходцы, пришедшие сюда в царствование Петра I, и старообрядцы - все они населяли духами и богами леса, горы, реки и саму воду байкальскую. Даже до наступления нашего суетного века Байкал не слышал ругательств или грубых слов от местных жителей, и не только в свой адрес, - предки искренне верили, что такого поведения Байкал-море не простит. К нему подходили с трепетом, уважением, религиозным чувством, как к живому и памятливому чудодею, способному карать и миловать. Первобытный человек испытывал священный трепет перед чудо-морем, жители минувших веков не позволяли себе бросить что-либо в незамутненную воду, дабы не постигла их кара - свирепый ветер мог опрокинуть их суденышки, унести сети, сорвать крыши с жилищ, утопить их самих в невероятной, почти двухкилометровой глубине.
Прообразами современных заповедников на Байкале были так называемые священные рощи, или леса. Там находили священные камни - метеориты, о которых рассказывали предания. Эти рощи, или леса были населены эжинами - духами гор, огня, лесов и отдельных местностей, в них совершали шаманские обряды.
Во все времена жизни приходим мы к Байкалу. И с каждым из нас он иной. С ребенком - сказочный и беспечный, с юношей - романтический и вольный, со зрелым мужем - возвышенный, со стариком - мудрый. Мы - уходим, он остается, загадочный и неповторимый.